Лабиринт |
|
БИБЛИОТЕКА
Анхель де Куатье. Возьми с собой плеть
Заратустре было тридцать лет, когда он покинул родину и поднялся в горы, чтобы насладиться там своим одиночеством. Мудрому не может быть скучно, ведь у него всегда есть достойный собеседник - он сам. Но по прошествии десяти лет Заратустра пресытился своей мудростью, как пчела, собравшая слишком много меда. Счастье солнца - дарить свет, его счастье в тех, кому оно дарит себя. Не такой ли теперь должна быть жизнь Заратустры? Да, теперь он спустится в долину и будет щедро дарить ученикам свое знание. Так начался закат Заратустры. В лесной чаще по дороге в город Заратустра повстречал святого старца. - Ты проснулся, но зачем ты идешь к спящим? - спросил его старик. - Я люблю людей, - ответил ему Заратустра. - И я любил людей, Заратустра, - горько смеялся старец. - Но теперь я люблю Бога. Человек слишком несовершенен, чтобы любить его. Эта любовь убивает... На том они расстались, а Заратустра подумал: "Возможно ли это! Этот святой не слышал еще, что Бог умер" Скоро Заратустра был в городе, что лежал за лесом. Там он нашел множество народа, собравшегося на базарной площади. Люди эти ждали зрелища - плясуна на канате. - Вы совершили путь от червя до человека, - обратился к ним Заратустра, - но многое в вас еще осталось от червя. Поистине, человек - это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не превратиться в болото. Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке! Но увидел Заратустра, что не слышат люди слов его. Ледяным смехом смеялись они над Заратустрой. И в смехе этом звучала ненависть. Тем временем акробат начал свое движение по канатной дороге над площадью. Все замерли. Уста толпы стали немыми, взор - неподвижным. Канатный плясун прошел уже половину пути и был в самом центре над толпой, когда на канате вдруг появился пестро одетый паяц: - Куда ты собрался, набеленная рожа! - заорал он вслед канатному плясуну. - Человек, тебе легче быть в заточении, чем геройствовать! Зачем ты испытываешь судьбу?! Сказав это, паяц догнал канатного плясуна и резким движением перепрыгнул через него. Натянутый над площадью трос дернулся, акробат потерял равновесие, бросил свой шест и сам еще быстрее, чем шест, полетел вниз, словно вихрь из рук и ног. В смятении люди бежали в разные стороны, и только Заратустра оставался на месте. Рядом с ним и упало тело канатного плясуна. Мудрец встал на колени и приподнял его голову, истекавшую кровью. - Дьявол поставил мне подножку, теперь тянет меня в преисподнюю... - прошептали губы умирающего. - Заратустра, ты пришел спасти мою душу?.. - Нет ничего, о чем говоришь ты, - ответил ему Заратустра, - ни смерти, ни дьявола. Твоя душа умрет прежде, чем умрет твое тело. Ты гибнешь от своего ремесла, за это я похороню тебя своими руками. Умирающий ничего не ответил, и лишь в движении его уст читалась благодарность. Наступила ночь, базарная площадь скрылась во мраке. "Поистине, прекрасный улов был сегодня у Заратустры. Он не поймал человека, зато он поймал труп. Сам Заратустра сейчас нечто среднее между безумцем и трупом, ибо хочет он учить людей смыслу их бытия", - сказав это в сердце своем, Заратустра взвалил труп канатного плясуна на спину и отправился в путь. Целую ночь шел Заратустра по темному лесу. К утру он устал, лег и заснул под вековым дубом. А проснувшись в полдень, так говорил Заратустра в своем сердце: "Не трупы нужны мне, а последователи, которые идут за мной, потому что хотят следовать сами за собой - и туда, куда я хочу!" И собрал Заратустра избранных, и учил их, что человек - это нечто, что должно быть побеждено. Но ученики спрашивали Заратустру: - Разве же не следует нам любить ближнего своего?! - Как?! - отвечал им Заратустра. - Вы же не любите еще самих себя! И снова появился жестокий паяц, и снова говорил он Заратустре: "Мир, где царствует человек, отвратителен, о Заратустра! Здесь великие мысли кипятятся живьем и развариваются на маленькие! Здесь разлагаются великие чувства! Души здесь - словно грязные тряпки! Берегись Заратустра: мир человека - это ад!" Понял Заратустра, что настал час его заката. Люди верят в добро и зло, но не знают они ни добра, ни зла. Ищут они знания, а находят проповеди безумных. Воистину, человек - есть нечто, что должно быть побеждено! И только Заратустра знает, как убить в себе человека, и поэтому ему надлежит стать первой жертвой. Он остался совсем один и слушал теперь только свое сердце. "Последний твой грех - сострадание!" - сказало оно Заратустре. Так, по сути ничем оканчивается история Заратустры. И мы не знаем, что сталось с ним дальше. Мы не знаем и того, избавился ли он от своего "последнего греха". Мы знаем лишь, что его создатель - великий поэт и трагический мыслитель Фридрих Ницше действительно остался совсем один. Последние годы своей жизни он провел в затворничестве, без учеников и без последователей, исполненный состраданием к своей доле. Никто так и не понял его слов, а сам он сошел с ума. Последние письма к своим прежним друзьям он подписывал страшным словом "Распятый". Впрочем легенда о сверхчеловеке зажила своей жизнью, независимо от Фридриха Ницше. В разные периоды истории человечества ею пользовались и фашисты, и гуманисты. Почему? Верно оттого, что главное - это не идея и даже не учение, а то, что у человека на сердце. Любую идею можно приладить к этому сердцу. Потому идеи и теории, по большому счету, не имеют значения. Человек и его сердце - вот, в чем подлинная истина, истина-загадка, истина-тайна. Однако же к этому потайному замку есть ключ... Сердце человека бьется, а биение сердца это поступок. Этому оно учит тех, кто готов учиться... ПРЕДИСЛОВИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Весь текст целиком |