|
История Нового года на Руси.
Новый год начали праздновать давным-давно, в глубокой древности.
Празднование Нового года у древних народов обычно совпадало с началом возрождения природы и в основном было приурочено к марту месяцу. Так и в России, с момента введения Христианства начинали летоисчисление со дня св. Пасхи.
В 1492 году великий князь Иоанн Васильевич Третий окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года - 1 сентября, когда собиралась дань, пошлины, различные оброки и т.д. Первообразом той церковной церемонии, с какой проходило на Руси празднование Нового года 1 сентября, послужило празднование его в Византии, установленное Константином Великим. Сентябрь у ветхозаветных народов - это месяц отдохновения от всех трудов, то есть окончание полевого сезона, на что неоднократно указано в Священном Писании. "Шесть дней делай, в день же седьмый, суббота Господу Богу Твоему, да не сотвориши всякого дела в осьмой. Тако и месяц седьмый благослови и освяти его, и повелел людям своим почити в нем от дел своих" (Исход. Гл.XX ст.9 и 10). "Месяца седьмого сего, егда окончается жита земли, да празднует Господу" (Левит. Гл. XXIII ст. 10). Кроме того, в сентябре остановился Ноев ковчег на горе Арарат; пророк Моисей вторично сходил с горы Синай с новыми скрижалями закона, в сентябре же воздвигнута скиния Господня, и Архиерей великий приносит во Святая Святых Иерусалимского храма бескровную жертву - одним словом, сентябрь был знаменательным месяцем для иудеев. Но никак не для славян!
Тем не менее, церковный Новый год до сих пор приходится на первое сентября, и, между прочим, начало учебного года - отнюдь не произвольная дата, если вспомнить, что школа вплоть до ленинского декрета была в ведении церкви. Первый день церковного нового года - праздник Симеона Столпника, известного в народе под именем Симеона летопроводца.
В России в новогоднюю ночь по домам ходили ряженые дети и взрослые. Одетые в маски и шкуры животных, они пели, танцевали, посыпали пол зерном, желая хозяевам богатого урожая.
Последний раз Новый год 1 сентября отпразднован был в 1698 году. Царь Петр Первый, изменил коренным образом и летоисчисление, и способ празднования Нового года. В первый год 18 столетия он уже приказал вести летоисчисление от Рождества Христова, отменив летоисчисление от дня сотворения мира. К началу царствования Петра Великого в России был год 7207 (от сотворения мира), а в Европе 1699 (от Рождества Христова).
Не желая совершенно изгонять обычай празднования Нового года, он установил его по обычаям, заимствованным им из Голландии и других странах Западной Европы.
Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ о том, что Великий Государь Пётр Алексеевич повелел "впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова".
Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка.
При Петре елки в домах не ставили, а украшали веточками, хвойными лапами.
Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (внецерковный) характер.
Отныне и навсегда этот праздник был закреплен в российском календаре.
Вот так и пришел к нам Новый год, с елочными украшениями, огнями, кострами (которые Петр приказал устраивать по ночам с 1 по 7 января с помощью зажигания смоляных бочек), поскрипыванием снега на морозе, зимними детскими забавами: санками, лыжами, коньками, снежными бабами, Дедом Морозом, подарками...
Елку привез из Германии тот же Петр: при встрече 1700 года московские улицы были усыпаны елочными ветками.
Новогодние елочки пришли к нам позднее (не веточки ели и сосны). В 30-е годы XIX века елки ставились на праздник только в домах петербургских немцев. А публично в столице елки ставились в столице только в 1852 году. К концу XIX века елки стали главным украшением и городских и деревенских домов и в XX веке были неотделимы от зимних праздников вплоть до 1918 года, когда из-за принадлежности украшенной елки к Рождеству (то есть религии церкви) она была запрещена на целых 17 лет (до 1935).
И только в 1949 году 1 января стал нерабочим днем.
Современная новогодняя елка не соответствует никаким религиозным или обрядовым традициям. Возжигание ее на рождество не связывалось с церковными обрядами. Может быть, поэтому новогодняя елка сохранилась и в советское время.
НОВЫЙ год - совершенно особенный праздник потому, что только к нему мы украшаем дом: елка, мишура, дождь, блестящие гирлянды и игрушки. Именно через "все блестящее" мы создаем праздничное настроение.
|