1.
Сергей Кладезев родился на Васильевском острове. То был странный ребенок. Когда другие дети возились в песке, делая пирожки и домики, он чертил
на песке детали каких-то непонятных машин. Во втором классе школы он сконструировал портативный прибор с питанием от батарейки ручного фонаря.
Этот прибор мог предсказывать любому ученику, сколько двоек он получит на неделе. Прибор был признан непедагогичным, и взрослые отобрали его у
ребенка.
Окончив школу, Сергей поступил учиться в электрохимический техникум. В техникуме этом было немало хорошеньких девушек, однако на них Сергей как-то
не обращал внимания - быть может, потому, что видел их каждый день.
Но вот однажды в июне он взял лодку на прокатной станции и спустился по Малой Неве в залив. У Вольного острова он увидел лодку с двумя незнакомыми
девушками; они посадили ее на мель и вдобавок сломали весло, пытаясь сняться с этой мели. Он помог им добраться до лодочной станции, и познакомился
с ними, и стал ходить к ним в гости. Обе подруги тоже жили на Васильевском - Светлана на Шестой линии, а Люся на Одиннадцатой.
Люся в то время училась на курсах машинописи, а Света уже нигде не училась: она считала, что десяти классов ей достаточно. К тому же у нее
были состоятельные родители, и они ей часто говорили, что пора бы ей и замуж, и она в глубине души соглашалась с ними. Но она была очень
разборчива и не собиралась выходить за первого встречного.
Поначалу Сергею больше нравилась Люся, но он не знал, как к ней подойти. Она была такая красивая и скромная, и так смущалась, так
старалась держаться в стороне, что и Сергей стал смущаться, встречая ее. А вот Света, та была девушка веселая, бойкая, та была, как говорится,
девочка - вырвиглаз, и Сергей чувствовал себя с ней легко и просто, хоть от природы он был застенчив.
И вот когда на следующий год в июле Сергей поехал погостить к своему
приятелю в Рождественку, то оказалось, что и Света тоже приехала туда к
каким-то родственникам. Это было случайное совпадение, но Сергею
показалось, что это - сама судьба. Он со Светой теперь каждый день ходил в
лес и на озеро. И вскоре ему стало казаться, что он жить без Светы не
может.
Но он-то Светлане не слишком нравился. Света считала его очень уж
обыкновенным. А она мечтала о муже необыкновенном. И с Сергеем она ходила
в лес и на озеро просто так, просто потому, что надо же было с кем-то
проводить время. Однако для Сергея это были счастливые дни, так как ему
казалось, что и он немножко нравится этой девушке.
Однажды вечером они стояли на берегу озера, и лунная полоса, как
половичок, вытканный русалками, лежала на гладкой воде. Кругом было тихо,
только соловьи пели на другом берегу в кустах дикой сирени.
- Как красиво и тихо! - сказал Сергей.
- Да, ничего, - ответила Света. - Вид мировой. Вот бы нарвать сирени,
да очень она далеко, если берегом до нее тащиться. А лодки нет. И через
озеро не перебежишь.
Они вернулись в поселок и разошлись по своим домам. Но Сергей всю ночь
не спал, выводил на бумаге какие-то формулы и чертежи. Утром он уехал в
город и провел там два дня. Из города привез какой-то сверток.
Когда они поздно вечером пошли на берег озера, он захватил с собой этот
сверток. У самой воды он развернул его и вынул две пары особых коньков, на
которых можно было скользить по воде.
- На, надень эти водяные коньки, - сказал он Светлане. - Это я изобрел
для тебя.
Они надели на ноги эти коньки и легко побежали на них по озеру к
другому берегу. Коньки скользили по воде очень хорошо. Добежав до дальнего
берега, они наломали сирени и с двумя букетами в руках долго катались по
озеру в лунном свете.
После этого они каждый вечер стали ходить на озеро. Они бегали по
озерной глади на легко скользящих водяных коньках, и от коньков оставался
на воде легкий узкий след, который быстро сглаживался.
Однажды на самой середине озера Сергей задержал свой бег. Светлана тоже
затормозила и подъехала к нему.
- Света, знаешь что? - сказал Сергей.
- Не знаю, - ответила Светлана. - В чем дело?
- Понимаешь, Света, я люблю тебя.
- Ну вот, только этого и не хватало! - сказала Светлана.
- Значит, я тебе ничуть не нравлюсь? - спросил Сергей.
- Нет, ты парень ничего, но у меня другой идеал. Я полюблю только
необыкновенного человека. А ты обыкновенный - это я тебе честно говорю.
- Я понимаю, что ты говоришь честно, - грустно ответил Сергей.
Они молча вернулись на берег, и на следующий день Сергей уехал в город.
Некоторое время он был совсем не в себе, похудел и много ходил по улицам,
а иногда выезжал за город и бродил там. А по вечерам он возился дома в
своей маленькой мастерской-лаборатории.
Однажды на набережной у сфинксов он встретил Люсю. Она обрадовалась
ему, он сразу это заметил.
- Что ты тут, Сережа, делаешь? - спросила она.
- Так просто, гуляю. Как-никак - каникулы.
- Я тоже просто гуляю, - сказала Люся. - Хочешь, пойдем вместе в ЦПКО,
- добавила она и покраснела.
Они поехали на Елагин остров и там долго гуляли по аллеям. Потом они
еще несколько раз встречались и ходили по городу. Им хорошо было вдвоем.
Однажды Люся зашла к Сергею - они собирались в этот день поехать в
Павловск.
- Какой у тебя беспорядок! - сказала Люся. - Все какие-то приборы,
колбы... Для чего это все?
- Так. Занимаюсь на досуге разным мелким изобретательством, - ответил
Сергей.
- А я и не знала, - удивилась Люся. - Ты, может быть, можешь починить
мою пишущую машинку? Я ее купила в комиссионном, она старенькая. Там ленту
заедает иногда.
- Хорошо, я зайду поглядеть.
- А это что? - спросила Люся. - Какой-то странный фотоаппарат. Я таких
не видела.
- Это обыкновенный фотоаппарат ФЭД, только с приставкой. Эту приставку
я недавно сконструировал. Благодаря этому приспособлению можно
фотографировать будущее. Ты наводишь объектив на тот квадрат местности, о
котором ты хочешь знать, каким он будет в будущем, - и снимаешь. Но моя
приставка очень несовершенна - ею можно снимать только на три года вперед,
дальше она не берет.
- Но и на три года вперед - это очень много! Ты сделал великое
открытие!
- Ну уж, великое... - отмахнулся Сергей. - Очень несовершенная вещь.
- А у тебя снимки есть? - спросила Люся.
- Есть. Я недавно ездил за город, там снимал.
Сергей вынул из письменного стола несколько снимков девять на
двенадцать.
- Смотри, вот тут я снял березку на лугу такой, какая она сейчас, без
приставки. А вот на этом снимке та же березка, какой она будет через два
года.
- Выросла немножко, - сказала Люся. - И веточек больше стало.
- А тут она через три, - молвил Сергей.
- Но тут ее нет! - удивилась Люся. - Только какой-то пенек, да яма
рядом вроде воронки. А там, вдали, смотри: какие-то военные, пригнувшись,
бегут. И форма у них какая-то странная... Ничего не понимаю!
- Да я и сам удивился, когда отпечатал этот снимок, - сказал Сергей, -
наверное, там будут маневры, вот что я думаю.
- Знаешь что, Сергей, сожги ты этот снимок. Тут какая-то военная тайна.
Вдруг этот снимок попадет в руки заграничного шпиона!
- Ты права, Люся, - сказал Сергей. - Я об этом как-то не подумал.
Он разорвал снимок и бросил в печку, где уже лежало много хлама, и
поджег.
- Вот так я буду спокойна, - сказала Люся. - А теперь сфотографируй
меня, какой я стану через год. Вот в этом кресле у окна.
- Фотоприставка берет только квадрат местности и то, что там будет.
Если тебя не будет через год в этом кресле, то и на снимке ты не
получишься.
- А ты все-таки сфотографируй меня. Вдруг я и через год, ровно в этот
день и час, буду сидеть в этом кресле.
- Хорошо, - ответил Сергей. - У меня в кассете как раз остался кадр.
И он сфотографировал Люсю в кресле с упреждением на один год.
- Давай я сразу и проявлю и отпечатаю, - сказал он. - Сегодня ванна в
нашей квартире свободна, никто не стирает белья.
И он пошел в ванную, перемотал пленку, заложил ее в эбонитовый бачок и
проявил, и зафиксировал, и промыл, и принес пленку сушиться в комнату, где
прищепкой прикрепил ее к веревочке в окне.
Люся взяла пленку за край и посмотрела на последний кадр. По негативу
судить трудно, но ей показалось, что на снимке в кресле сидит не она. А ей
хотелось, чтобы в кресле через год сидела именно она. "Нет, наверно, это
все-таки я, - решила она, - только я плохо получилась".
Когда пленка высохла, они пошли в ванную комнату, где уже горела
красная лампочка. Сергей вложил пленку в увеличитель, включил свет в
закрытом фонаре фотоувеличителя, изображение спроектировалось на
фотобумагу. Он быстро положил снимок в проявитель. Снимок стал
проявляться. На нем выступили черты незнакомой женщины, сидящей в кресле.
Она сидела в кресле и вышивала гладью на куске материи большую кошку.
Кошка была почти готова, не хватало только хвоста.
- Это не я здесь сижу, - разочарованно сказала Люся. - Совсем другая
какая-то!..
- Да, это не ты, - подтвердил Сергей. - Но я не знаю, кто это. Этой
женщины я никогда не встречал.
- Знаешь что, Сергей, мне пора домой, - сказала Люся. - И ты можешь не
заходить ко мне. Пишущую машинку я отдам починить в мастерскую.
- Ну дай я тебя хоть до дома провожу.
- Нет, Сергей, не надо. Знаешь, я не хочу вмешиваться в твою судьбу.
И она ушла.
"Нет, не приносят мне счастья мои изобретения", - подумал Сергей. Он
взял молоток и разбил эту приставку.
|